О фламенко

 

Фламенко (исп. flamenco) — это  традиционный музыкально-танцевальный стиль, возникший в Андалусии, на юге Испании. Сущность его – в слиянии музыкального сопровождения, пения  и танца.

Основными составляющими фламенко являются гитара (toque), танец (baile), пение (cante) и отбивание ритмического рисунка ладонями (palmas).Может быть дополнено игрой на перкуссионном ящике (cajón). Исполнителей фламенко называют «байлаор» (танцор) и «кантаор» (певец), «токаор» (гитарист).

О фламенко говорят, что это больше, чем музыка – это мировоззрение

Фламенко отличается сложным ритмом, требует от исполнителей владения специфической техникой. По своей природе фламенко имеет импровизационный характер, из-за этого  музыка  с трудом поддается точной нотной записи. Поэтому искусство гитариста и певца, также как и танцора, обычно передается непосредственно от мастера к ученику. Кроме того, для танца фламенко характерно наличие сложного рисунка и обилие вариаций.

Происхождение

Происхождение фламенко до сих пор остается дискуссионным вопросом. Несомненно только, что этот стиль родился в результате сложного сплава различных этнических традиций. Его истоки можно отыскать в мавританской музыкальной культуре, его глубокие корни уходят также в искусство Индии.   Испанские цыгане создали сплав из североафриканских, еврейских и местных испанских традиций. Многие считают, что до сих пор истинными носителями стиля являются  именно испанские цыгане.

Долгое время фламенко развивалось в кругу испанских цыган, поэтому было «закрытым искусством», но к концу  XVIII века оно становится популярным в самых широких кругах, постепенно становится одним из символов испанской культуры. А первые профессиональные исполнители фламенко появились уже в середине XVIII столетия

В наши дни  исполнении фламенко можно выделить 2 направления:

Puro  flamenco (народное исполнение фламенко) – исполнение , близкое к истокам фламенко и культуре испанских цыган Исполнение  Пуро  фламенко  включает  в  себя следующие  основы:  zapateo (дроби в ногах),  floreo(вращение  кистей),  braceo(работа рук в основных  позициях), vueltas(повороты), palmas(создание  ритма  путём   хлопков).

Fusion (Modern) flamenco  — современное направление  фламенко, основанное на  смеси основ  фламенко и других современных  танцевальных  направлений,  таких как джаз,  модерн,  латина.

 

Стили фламенко

Танец фламенко, также  как и пение, имеет много разновидностей стилей (palos). Каждый из стилей отличается своей индивидуальностью, своей эстетикой, имеет свои признаки – характер, выразительность, эмоциональная окраска исполняемых элементов. Одним из самых заметных признаков является ритмический рисунок (компáс).

В настоящее время выделяют от 100 до 400 различных стилей.

Стили  классифицируют  на основе различных критериев:

По характеру   стили можно разделить на драматические (к таким относятся, например,  солеа, сегирийя) и festeros – праздничные  (алегриас, булерия)

С точки зрения хореографии  можно выделить танцы, имеющие четкую композиционную структуру (к таким относится алегриас) и допускающие структуру свободную (например, тангос)

Поскольку для каждого стиля свойственна своя особая ритмическая структура (компас), то основная  классификация разделяет стили на группы по компасу. Понятия компаса является фундаментальным для фламенко. Часто компас переводят как ритм, однако он требует более тщательного объяснения, чем в привычных стилях музыки. Компас предполагает не только ритм, но и особую расстановку акцентов – сильных долей. Компас может задаваться гитаристом, хлопаньем ладоней (пальмас) или кахоном. Именно компасу, а не мелодии или пению, следует танцор фламенко.

Ритмические особенности  фламенко отличаются  от привычных ритмов классический и популярной музыки, поэтому они могут представлять большую сложность для человека, только начинающего осваивать фламенко.

Классификация  по ритму является наиболее строгой и научной, и она охватывает все стили. В соответствии с компасом существует 3 группы стилей:

  • Стили с компасом на 4.
  • Стили с компасом на 12. В свою очередь, они делятся на стили с 12дольным компасом по тройкам и комбинированный 12 дольный компас.
  • Стили, не имеющего четкого заданного компаса (ритма). Так называемые baile libre.

4-дольные стили:

Ритмическая структура данных стилей: 1 сильная доля и 3 слабые доли или первая доля беззвучна и звучные 3 доли. Например:  фаррука имеет компас с сильной первой долей   1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4  Основной компас тангос: — 2 3 4 2 3 4 2 3 4 2 3 4  (Прочерк означает, что в компасе не слышен первый счёт, т.е. на первый счёт идёт пауза в музыке)

Примеры стилей: los tientos (тьентос), los tangos (тангос), los tanguillos (тангийос), las rumbas (румба), la farruca (фаррука) y el garrotin (гарротин).

12дольные стили:

12дольные стили с акцентами по тройкам.

Ярким примером такого стиля является фанданго. Компас делится на 4 группы по три доли. На первую долю каждой группы приходится  акцент. Компас фанданго выглядит следующим образом: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Комбинированный 12дольный компас.

Такой компас представляет наибольшую сложность для начинающих изучать танец фламенко.

Классический компас на 12  — с акцентами на 12,3,6,8,10.  Так, ритмический рисунок солеа состоит из двенадцати долей со следующей расстановкой акцентов:|

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 |

Примеры 12дольных стилей: la soleá (солеа), la soleá por bulerías (солеа пор булериа), los jaleos (халеос), las bulerías (булерия),  las alegrías (алегриас)

Структура танца.

Структура состоит из определенных частей, которые стали уже традиционными, обязательными. Они как не писанные правила, которые должен уважать артист. Во время выступления  танцор придерживается определенной структуры,  но внутри каждой части, во время постановки танца, артист может позволить полную свободу воображению.

Основными элемантами структуры являются  salida (выход), letras (летры -куплеты), silencio (дословно — тишина), zapateado (работа ног, дроби, буквально – «танец башмаков»), remate (ремате — своеобразная «точка» в конце музыкальной/танцевальной фразы заключительная фаза танца,  которая характеризуется ускорением ритма, выражает тенденцию к завершению), falseta — соло гитариста.

Теперь о наиболее популярных и часто исполняемых палос.

Алегриас (Alegrias)

Название происходит от alegria (алèгриа) — «радость». Это обычно  жизнерадостный, праздничный танец.

Алегриас — стиль фламенко с очень строгой структурой, традиционный танец данного стиля должен содержать каждую из следующих частей: Entrada – вступление; Salida — вступление певца («Ay, ay, ay / Tiri titran»); Llamada — несколько компасов zapateado — вступление в танец; Letra – куплет;  remate – ускорение ритма после первой строки канте в летре и в конце летры;  Silencio — минорная медленная часть алегрии; Castellana — припев в алегрии, следующий после silencio; Escobilla — продолжительная последовательная комбинация работы ног, Bulerias de cadiz – завершающая часть алегриас
Булерия (Bulerias)

Родиной булерии является Херес-де-ла-Фронтерра.

Булериа – один из самых сложных для исполнения палос. Специфический ритм булерии подчеркивается множеством сапатео (дробей), хлопков в ладоши, хлопков о колени, грудь, прыжков и других четких движений в стремительном  темпе. Однако это не значит, что танцор должен постоянно двигаться в одном быстром ритме; он может включать в танец намеренно замедленные движения, контрастирующие с основным ритмом.

Булерия считается одним из сложнейших стилей фламенко.  Он предоставляет танцорам наибольшую свободу для творчества, импровизации. Традиционно булерию исполняют выходя по очереди из полукруга  для танца соло
Булерия относится к самым молодым стилям. Она впервые появилась на сценах театров и кафе в конце XIX века и исполнялась в завершение, как разрядка  после напряжения, создаваемого драматичными песнями канте хондо. Но уже в  первой четверти XX века булерия  признавалась наравне с остальными стилями, а сейчас это один из самых любимых и часто исполняемых стилей фламенко.

Тангос  (Tangos)

Происхождение названия не совсем ясно: либо  от «tanga» — гулкий звук, шум от удара,  покачивание; но возможно другое происхождение – от глагола «tangir», т.е. играть на музыкальном инструменте.

Тангос —  один из самых древних стилей фламенко. Родина тангос – Кадис.  В первой четверти XIX века он уже сформировался и исполнялся во время праздников.

Некоторые полагают, что эта форма имеет связи с аргентинским Танго, в то время как другие придерживаются, что этот стиль имеет  полностью цыганское происхождение Тангос – веселый подвижный, как правило, быстрый танец, исполняемый на праздниках, фиестах, имеющий несложный четкий ритм с компасом на 4. Как и булериас,  в настоящее время тангос является одним из самых любимых и исполняемых стилей. Этот танец не имеет жесткой структуры,  он допускает импровизацию  и вариативность поз.

Sevillanas (Севильяна)

Родиной севильяны, как это следует из названия, является испанский город Севилья.

Севильяна стоит особняком, часто этот жтанец даже не причисляют к фламенко, а относят  к группе песенно-танцевальных форм, называемых «estilos aflamencados (фламенкизированные стили, или принявшие формы фламенко) Полагают, что этот танец уходит корнями в XV  век, но постепенно смешивался с танцевальными формами фламенко.

В севильяне существует достаточно чёткий рисунок танца, своеобразный  сценарий, от которого нельзя уходить слишком далеко.. Хотя количество вариантов одних и тех же элементов севильяны довольно велико, при этом выполняются эти движения в строгом порядке, установленном веками. Любая севильяна всегда состоит из четырёх частей-куплетов, в связи с чем часто употребляется множественная форма —  «sevillanas» (севильянас). Каждая из четырёх севильян имеет свою хореографию, и порядок следования этих четырёх хореографических композиций никогда не меняется. Есть в севильяне и стандартизированные, обязательные для исполнения  шаги. В классическом варианте севильяна танцуется в паре.

 

Использованы материалы:

http://fuego.tomsk.ru/articles/que-es-el-flamenco-chto-takoe-flamenko

«La Сuerda» театр-студия https://vk.com/topic-25439132_25062785

http://teslov-music.ru/flamenco-term-04.htm

http://doshermanas.ru/txt.htm